В рамках земельного контроля (надзора) органы государственной власти и органы местного самоуправления следят за соблюдением обязательных требований земельного законодательства к использованию и охране земельных участков и земель.
Земельный контроль (надзор) реализуется путем осуществления, прежде всего, контрольно-надзорных мероприятий, плановых и внеплановых проверок.
В случае выявления при проведении этих мероприятий каких-либо нарушений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу выдают предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения.
Понятно, что законодательство содержит перечень оснований для наступления административной ответственности (прежде всего штрафы) при нарушении земельного законодательства и законодательства об охране земель.
Поэтому землепользователям, юридическим и физическим лицам важно понимать сроки и случаи проведения уполномоченными органами контрольно-надзорных мероприятий в рамках земельного контроля (надзора). Нужно отметить, что с 1 марта 2025 года полномочия в рамках рассматриваемого вида контроля изменяются.
Федеральный закон от 26.12.2024 N 487-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" внес изменения в статьи 71 и 72 Земельного кодекса РФ о государственном и муниципальном земельном контроле (надзоре), вступающий в силу с указанной выше даты, расширяет возможности вынесения предписаний при нарушении обязательных требований земельного законодательства.
Сегодня пункт 5 статьи 71 Земельного кодекса РФ сейчас дает возможность органам государственной власти выдавать предписание об устранении выявленных нарушений только по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
С 1 марта текущего года у уполномоченных органов появится возможность выдавать предписание не только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия, но также и по итогам наблюдения за соблюдением обязательных требований.
Наблюдение, в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", это сбор и анализ имеющихся сведений. Причем, наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится без взаимодействия с контролируемым лицом. Факт нарушения законодательства контролирующие органы могут теперь выявить в том числе при анализе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Такие же возможности по выявлению нарушений земельного права в рамках не только контроль-надзорных мероприятий, но и наблюдения, предоставлены и органам местного самоуправления, для чего был дополнен пункт 2 статьи 72 Земельного кодекса РФ.
Таким образом юридическим лицам и гражданам при использовании земель нужно иметь в виду, что уполномоченные органы могут выявить нарушения, и вынести предписания с штрафными санкциями не только после посещения земельного участка в рамках контрольного мероприятия, но и путем анализа данных из интернета или получив их от иных органов власти в рамках межведомственного взаимодействия.