Придорожные полосы автомобильных дорог признаются зонами с особыми условиями использования территории и представляют собой территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги.
В границах придорожной полосы устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Положение о придорожных полосах автомобильных дорог, в котором бы был урегулирован порядок получения согласования строительства, реконструкции объектов в границах придорожных полос автомобильных дорог и иные положения, предусмотренные земельным законодательством, должно быть утверждено Правительством РФ.
Однако в настоящее время приказом Минтранса России от 13 января 2010 г. N 4 утвержден только Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, которым Минтранс России рекомендует руководствоваться при установлении всех придорожных полос (см. письмо от 15.05.2019 N Д2/10281-ИС).
Вопрос о том, для каких же автомобильных дорог должна устанавливаться придорожная полоса урегулирован в статье 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Часть первая указанной статьи с начала 2025 года изложена в новой редакции, согласно которой придорожные полосы теперь устанавливаются только для дорог 1, 2 и 3 категории. А для дорог 4 (двухполосные) и 5 (однополосные) категорий придорожные полосы не устанавливаются.
Кроме того, возвращаясь к правовому регулированию вопроса установления границ придорожных полос нужно отметить, что их установление приводит к тому, что в случае наличия придорожной полосы автомобильной дороги любое строительство, реконструкция в границах придорожной полосы объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласования в письменной форме владельца автомобильной дороги.
Это согласование должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
Так вот, пункт 3 статьи 106 Земельного кодекса РФ теперь указывает, что должно быть постановление Правительства РФ в котором должны быть урегулированы:
- перечень документов для согласования;
- срок рассмотрения заявления;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа;
- порядок досудебного обжалования отказа.
То есть, законодатели, внося изменения в Земельный кодекс РФ, требуют появления специального подзаконного акта, в котором будет урегулирован порядок согласования строительства в границах придорожных полос автомобильных дорог.