Земельное право России делит все земли на семь категорий и исходит из принципа обязательного использования земель по их целевому назначению.
Одной из самых многочисленных категорий земель являются земли сельскохозяйственного назначения, которыми признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Не секрет, что часть сельскохозяйственных угодий заброшены и не используются по целевому назначению.
При этом нужно понимать, что неиспользование данной категории земель приводит к повышению ставки земельного налога. Если в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства налоговая ставка не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости, то в случае неиспользования земельного участка она может вырасти до 1,5 процента.
Для повышения эффективности подобного налогообложения в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, которые вступят в силу с 1 января 2025 года.
Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внес изменения в подпункты 1 и 3 пункта 18 статьи 396 Налогового кодекса РФ, согласно которым органы государственной власти, наделенные полномочиями по государственному земельному надзору и органы муниципального земельного контроля обязаны сообщать в налоговый орган по субъекту Российской Федерации:
- сведения о неиспользовании для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
- о фактах устранения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо об отмене документов, на основании которых сформированы указанные сведения.
Федеральная налоговая служба РФ (далее – ФНС России) подготовила приказ от 04.09.2024 N ЕД-7-21/705@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в электронной форме сведений, предусмотренных пунктом 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, а также перечня документов, в соответствии с которыми формируются указанные сведения". Данный приказ ФНС России содержит перечень документов, в соответствии с которыми формируются сведения о неиспользуемых земельных участках сельскохозяйственного назначения.
Соответственно, с 1 января 2025 года ФНС России на основании поступающих сведений будет рассчитывать земельный налог за неиспользуемые по целевому назначению земли сельскохозяйственного назначения по повышенной ставке.
Кроме того, ФНС России в письме от 18 сентября 2024 г. N БС-2-21/13196@ разъясняет, что основанием для исчисления в указанном случае повышенного земельного налога могут являться результаты выездных обследований, проведенных органами государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля, подтверждающих неиспользование земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Ведь даже в настоящее время действуют положения подпунктов 1 и 3 пункта 18 статьи 396 Налогового кодекса РФ органы власти, в соответствии с которыми органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного земельного контроля, а также органы, осуществляющие муниципальный земельный контроль, обязаны сообщать в налоговый орган по субъекту Российской Федерации:
- о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с неиспользованием для сх производства земельного участка;
- о фактах устранения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо об отмене предписания об устранении указанных нарушений.
Существует также и позиция Минфина России, выраженная в письме от 19.02.2024 N 03-05-04-02/14482, в котором указывается возможность в качестве источника сведений рассматривать имеющиеся в органах земельного надзора или органах муниципального земельного контроля постановления по делам об административных правонарушениях, решения судов, вступившие в законную силу, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, представления, постановления, предостережения, вынесенные органами прокуратуры.