Минприроды России в своем письме от 01.11.2024 N 19-47/44513 дало разъяснения о предоставлении декларации о плате за НВОС в части отходов, указав, что к декларации нужно прилагать журналы учета отходов, заполненные за 1-4 кварталы отчетного года, а также обобщенный журнал учета отходов за отчетный год.
Указано, что сведения об объемах или массах размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления в декларацию о плате вносятся на основании обобщенных по итогам отчетного года данных. В качестве обоснования госорган ссылается на статью 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ), где указано, что платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.
Однако пунктом 2 той же статьи 16.2 определено, что платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (ПЭК). То есть госорган, уполномоченный на проведение контроля по плате, должен при контроле правильности исчисления размера платы исходить из данных отчета о ПЭК, который есть в распоряжении госорганов (правда, как это ни странно, отчет о ПЭК предоставляется в уполномоченный орган по закону на 15 дней позже декларации о плате).
Поэтому наличие прикрепленных журналов учета становится критичным с точки зрения проверки расчета суммы платы только, если природопользователь владеет объектами НВОС IV категории наравне с объектами НВОС других категорий, когда обязанность платить за образованные и переданные на размещение отходы, не являющиеся ТКО, у владельца совокупности таких объектов есть, а обязанности подавать отчет о ПЭК по объекту IV категории – нет. Платить за такие объекты плату в части отходов – сложившаяся практика, однако такой подход противоречит вышеприведенному п. 2 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ, когда платежная база равна отчету о ПЭК. Ведь в этом случае платежная база будет нулевой.
Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за НВОС вносят только объекты НВОС. Если объекты не являются объектами НВОС, то и плата не исчисляется и не вносится. Однако госорган имеет обратную точку зрения: некатегорированные объекты платят (письмо Росприроднадзора от 06.12.2023 N РН-03-01-34/44278). Возможно, требование прилагать журналы учета отходов специально было заведено под такие объекты. Кроме того, таким образом можно проверять данные ПЭК – совпадают ли они с данными журнала учета отходов. Как ни странно, несовпадение данных ПЭК, журнала учета отходов и данных в форме 2-ТП (отходы) – довольно типичное явление, что позволяет попутно привлекать к ответственности и по ст. 8.5 КоАП РФ.
Судебная практика также говорит о том, что контроль платы в части отходов осуществляется не по журналам отходов, а исходя из данных отчета о ПЭК (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.10.2024 N Ф07-13371/2024 по делу N А56-77555/2023, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2024 N Ф08-13257/2023 по делу N А32-2911/2023).
Получается, что прикреплять журналы учета отходов к декларации о плате – избыточное требование?
Однако такое требование есть, и на практике, если журналы учета отходов не приложить, то декларация может вернуться на доработку – формально журналы должны быть приложены (пп. «в» п. 3 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 N 1043).
Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что владельцы объектов НВОС I, II и III категорий должны очень внимательно отнестись к тому, чтобы данные учета отходов совпадали с данными отчета о ПЭК. Если они не «бьются», то природопользователь может получить обидный штраф по статье 8.5 КоАП РФ, по которой с 19.08.2024 размеры штрафа мало того, что увеличены, но и появилась отдельное наказание за повторное нарушение для должностных лиц, содержащее уже дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.