Федеральный закон от 25.12.2023 № 673-ФЗ (см. материал «Ожидаем новый порядок проведения ОВОС» от 29.02.2024 на сайте: https://asergroup.ru/news/promyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy/ozhidaem-novyy-poryadok-provedeniya-ovos/), в том числе внес изменения в части прохождения процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) путем внесения поправок в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Изменениями, вступающими в силу с 1 марта 2025 года, установлено, что порядок проведения ОВОС должен устанавливаться Правительством РФ, который теперь Правительством РФ установлен – постановлением от 28.11.2024 N 1644. Новый порядок определен утвержденными постановлением Правилами, они будет также, как и изменения Закона № 7-ФЗ, действовать с 1 марта 2025 года, а пока требования к материалам ОВОС всё еще регулируются приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999. В отношении вступления в силу новых Правил установлено, что если общественные обсуждения по материалам ОВОС завершены до 1 марта 2025 г., то новые Правила к таким материалам не применяются.
Процедура ОВОС состоит из следующих этапов:
а) проведение предварительной оценки в случае принятия заказчиком решения о ее проведении;
б) подготовка технического задания на проведение ОВОС в случае принятия заказчиком решения о подготовке технического задания, включая информирование общественности и проведение общественных обсуждений по проекту технического задания, а также утверждение технического задания и его размещение в открытом доступе в интернете;
в) проведение исследований по ОВОС;
г) подготовка предварительных материалов ОВОС;
д) направление в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления уведомления о проведении общественных обсуждений;
е) проведение общественных обсуждений предварительных материалов ОВОС, объекта государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) или объекта ГЭЭ, содержащего предварительные материалы ОВОС;
ж) подготовка окончательных материалов ОВОС на основании предварительных материалов с учетом проведенных общественных обсуждений, результатов анализа и учета замечаний и предложений участников обсуждений и размещение в открытом доступе в интернете указанных окончательных материалов для ознакомления общественности.
Если стадии проведения предварительной оценки и подготовки технического задания (вышеприведенные п. «а» и «б») принято решение пропустить, то работа в части ОВОС начинается с проведения исследований по ОВОС.
Правилами установлено, что включают в себя исследования, а в отношении отдельных объектов на этом вопросе Правила останавливаются подробнее (это касается объектов, отнесенных к объектам ГЭЭ: планируемой деятельности в области аквакультуры, проектов общего допустимого улова водных биологических ресурсов, проектов на технику и технологии, оказывающих воздействие на окружающую среду, проектов технической документации на вещества, которые могут впервые поступать в окружающую среду).
В отношении объектов ГЭЭ техники и технологий, оказывающих воздействие на окружающую среду, в их действующей на сегодняшний день и с 01.09.2025 г. редакциях, исследования по ОВОС проводятся с учетом целого списка того, что должно включаться в исследования. В том числе дана оговорка, что анализ состояния территории и (или) акватории, на которые может оказать воздействие деятельность, проводится в отношении всех предполагаемых районов применения, а в случае реализации планируемой деятельности на территории всей Российской Федерации - по почвенно-климатическим зонам.
Чтобы не попасть на требование повторного проведения ГЭЭ на технологию, их производителям, конечно, было бы лучше сразу охватить максимальный вариант – действие технологии на территории всей России с проведением анализа по всем пяти почвенным зонам, расположенным в пределах страны.
Результаты исследований по ОВОС являются предварительными материалами по оценке воздействия.
Общественные обсуждения проводятся по:
- проекту технического задания;
- предварительным материалам ОВОС;
- объекту ГЭЭ или по объекту ГЭЭ, содержащему предварительные материалы ОВОС (в случае если документация, обосновывающая планируемую деятельность, является объектом ГЭЭ).
Установлен подробный порядок проведения общественной экспертизы в том виде, в котором планировалось проектом данного документа (см. материал «Ожидаем новый порядок проведения ОВОС» от 29.02.2024 на сайте: https://asergroup.ru/news/promyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy/ozhidaem-novyy-poryadok-provedeniya-ovos/).
Окончательные материалы ОВОС включают:
- предварительные материалы ОВОС с учетом результатов замечаний и предложений участников общественных обсуждений;
- протокол общественных обсуждений, включая таблицу учета замечаний и предложений;
- сформулированные в кратком виде результаты ОВОС.
Окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду, утверждаются заказчиком и в целях информирования общественности размещаются заказчиком в открытом доступе в интернете на 30 дней.