Для целей уменьшения суммы экологического сбора у плательщиков есть возможность учесть вывоз товаров, упаковки товаров, подпадающих под требования расширенной ответственности производителя (РОП), а также упаковки, в которую запакованы товары, подпадающие под требования РОП (далее – товары, упаковка) из Российской Федерации.
Это установлено пунктом 5 статьи 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Также этим пунктом предусмотрено, что если товары, упаковка были вывезены из России за пределами отчетного периода, за который был уплачен экологический сбор, то сумма уплаченного производителем товаров, импортером товаров экологического сбора уменьшается в следующем отчетном периоде пропорционально массе вывезенных товаров, упаковки.
Непонятна идея формулировки последнего предложения этого пункта: «Производитель товаров вправе подтвердить факт вывоза, в том числе третьими лицами, товаров, упаковки в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»
Относительно «вправе», допустим, он может не подтверждать и не претендовать на уменьшение платежа, если не хочет. Но почему только производитель? А импортер не вправе, а обязан? А может быть не для того импортер ввозил, чтобы потом вывозить? Или производитель подтверждает в порядке, установленном Правительством, а импортер в произвольном порядке? В постановлении Правительства РФ от 06.11.2024 № 1486 (далее – ПП РФ № 1486) «производитель, импортер» идут через запятую, а в постановлениях Правительства РФ от 31.05.2024 № 741 (далее – ПП РФ № 741) и от 31.05.2024 № 742 (далее – ПП РФ № 742) (см. материал «Установлены Правила представления отчетности в рамках нового механизма РОП» от 17.07.2024 на сайте: https://asergroup.ru/news/promyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy/ustanovleny-pravila-predstavleniya-otchetnosti-v-ramkakh-novogo-mekhanizma-rop/) и те, и другие должны подтверждать в порядке, установленном Правительством РФ. Возможно, здесь импортера просто забыли добавить.
При этом в отчетности о массе товаров, упаковки, подаваемой производителями, импортерами из стран ЕАЭС (см. ПП РФ № 741), и в отчетности о самостоятельной утилизации, подаваемой импортерами из стран, не являющимися членами ЕАЭС (см. ПП РФ № 742), можно указывать массы вывозимых товаров, упаковки только в том случае, если они подтверждены, в соответствии с Порядком Правительства РФ. И к отчетности требуется приложить подтверждающие вывоз документы. Правда, ПП РФ № 741 устанавливает необходимость приложить документы, подтверждающие вывоз, только для случая вывоза третьими лицами. ПП РФ № 742 содержит аналогичную формулировку:
«копии документов, подтверждающих вывоз товаров, упаковки третьими лицами (при наличии)»
Возможно, это описка, которую поправят, ПП РФ № 1486 содержит клише «в том числе третьими лицами», то есть распространяется и на производителей, импортёров.
В отношении вывоза третьими лицам вообще непонятно, как это можно отследить, в особенности, в части упаковки, в которую упаковывается товар. Производитель упаковки должен закладывать в договоре продажи обязательство покупателя сообщать о вывозе, да еще и таможенные документы продавцу предоставлять? Или подаваться информация будет только в том случае, если она сообщена продавцу по доброй воле?
Итак, вернемся к свежеутвержденным Правилам подтверждения факта вывоза: как подтверждать?
Для подтверждения производители, импортеры предоставляют в составе отчетности о массе, отчетности о самостоятельной утилизации:
В страны, не являющиеся членами ЕАЭС:
- сведения о таможенных декларациях, по которым осуществлен выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта или реэкспорта и товары были вывезены из РФ (сведения о декларациях предоставляются по специальной форме, установленной в приложении 1 к ПП РФ № 1486);
- сведения о таможенных декларациях CN 23 в случае, если товары пересылаются в международных почтовых отправлениях (форма предоставления сведений установлена в приложении 2 к ПП РФ № 1486).
В страны ЕАЭС:
- сведения о статистических формах учета перемещения товаров за отчетный период по форме, установленной приложением 3 к ПП РФ № 1486.
Для подтверждения предоставленных сведений Росприроднадзор делает соответствующий запрос в Федеральную таможенную службу.
Если товары, упаковку вывозят третьи лица, то также нужны: копии товарно-сопроводительных документов и иных документов (договоры, заключенные между производителем товаров, импортером товаров и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившими их вывоз из Российской Федерации, акты приема-передачи, акты выполненных работ и иные документы), подтверждающих факт передачи.
Информацию о вывозе в отчетном периоде товаров, упаковки, обязанность по РОП в отношении которых наступила в разные отчетные периоды: «в отчетном периоде» и «в предыдущие отчетные периоды», вносится в разные колонки отчетности. Предвидим сложности с соотнесением, поехавшего за границу товара/упаковки c попаданием под РОП в конкретном периоде (отчетном или предыдущем), чтобы занести информацию об их вывозе корректно в разные колонки отчетности.
Как должно работать предоставление сведений о вывозе в отчетном периоде товаров, упаковки, за которые уплачен экологический сбор в предыдущем отчетном периоде? Если в отчетном периоде вывезены товары, упаковка, сведения о которых были предоставлены в отчетности за предыдущий отчетный период и даже если в отношении них произведена самостоятельная утилизация, сведения о них все равно указываются в отчетности за этот отчетный период и предоставляется подтверждение этих сведений – уменьшение массы по ним будет учтено в расчете экологического сбора за этот отчетный период.
Однако речь только о факте вывоза, произошедшем в отчетном периоде. Если вывоз был произведен в прошлом периоде и не был учтен в отчетности за прошлый период, то поезд ушел.
Пока новая процедура вызывает немало вопросов, уже скоро практика покажет, как они будут решаться – Постановление вступает в силу с 1 января 2025 г.